gazeta_pkrest (gazeta_pkrest) wrote,
gazeta_pkrest
gazeta_pkrest

Category:

«Пагубна мысль ложная...»



Православным верующим знакомо кинематографическое творчество иеродиакона Авеля (Семенова). Первые его работы – «Введение в Апокалипсис», фильмы из серии «Соль земли» (о протоиереях Николае Гурьянове, Николае Рагозине и других подвижниках) были во многом душеполезными. Из них мы узнавали о современных православных старцах, их жизни и наставлениях. И хотя даже там местами проявляется ревность автора не по разуму, но она благополучно умеряется мудрыми словами духоносных отцов. Однако более поздние фильмы отца Авеля, по нашему мнению, уже не только не полезны, но могут принести душевный вред тем, кто пожелает ознакомиться с их содержанием.

Рассмотрим, в частности, запись беседы с протоиереем Николем из Казани. Твердая позиция этого священника в отношении процесса глобализации заслуживает уважения и его старческие седины внушают доверие, но большое недоумение и смущение вызывают рассказы батюшки о своих видениях и откровениях.

Преподобный Григорий Синаит советует: «Когда, выполняя дело <молитвы>, вне или внутри себя увидишь свет, или огонь, или какой-нибудь образ – Христа ли, или ангела, или кого-нибудь другого – не принимай того, чтобы не потерпеть вреда. Не сосредоточивай внимания на образно представляемом тобой самим и не позволяй таковое изображать уму. Все это, отвне неуместно воображаемое, ведет к душевному прельщению» («О безмолвии и двух образах молитвы»).

Но протоиерей Николай, к сожалению, не следует святоотеческому предостережению. Вот что он рассказал об источнике своих откровений: «Скажу вам по секрету, что есть человек, даже два, которым с 1999 года является Матерь Божия во время молитвы – явно, не в сонном видении. Во время чтения молебного канона Божией Матери Она является буквально на несколько минут, на минуту в таком сияющем состоянии, в радостном состоянии… Когда я впервые увидел, на меня страх напал, мурашки побежали, волосы встали дыбом…». При первом же появлении «Матери Божией» отцу Николаю следовало перекреститься и прочитать молитву «Да воскреснет Бог…», однако он этого не сделал, поверив в благодатность своего видения.

Для сравнения приведем пример правильного поведения православного подвижника, описанный в «Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас»: «Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: „Я – Архангел Гавриил, послан к тебе“. Старец на это отвечал: „Смотри, не к кому ли другому ты послан, потому что я недостоин того, чтоб посылались ко мне Ангелы“. Диавол тотчас исчез».

Бывают, конечно, и истинные явления из духовного мира. Но если подвижник не принимает их, то Господь не вменит ему это во грех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих «Аскетических опытах» в отделе «О прелести» цитирует преподобного Григория Синаита: «Бог не прогневляется на того, кто, опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие».

Также Святой Отец приводит пример из жития святителя Амфилохия Иконийского: «Святой Амфилохий, с юности вступивший в монашество, удостоился в зрелых летах и в старости проводить жизнь отшельническую в пустыне. Заключась в пещеру, он упражнялся в безмолвии и достиг великого преуспеяния. Когда совершилось сорок лет его отшельнической жизни, явился ему ночью Ангел и сказал: „Амфилохий! Иди в город и паси духовных овец!“ Амфилохий пребыл во внимании к себе и не обратил внимания на повеление Ангела. На другую ночь снова явился Ангел и повторил повеление, присовокупив, что оно от Бога. И опять Амфилохий не оказал повиновения Ангелу, опасаясь быть обольщенным и вспоминая слова Апостола, что и сатана преобразуется в Ангела светлого (см.: 2 Кор. 11, 14). На третью ночь снова явился Ангел и, удостоверив о себе Амфилохия славословием Бога, нетерпимым духами отверженными, взял старца за руку, вывел из келии, привел к церкви, находившейся вблизи. Двери церковные отворились сами собою. Церковь освещалась небесным светом; в ней присутствовало множество святых мужей в белых ризах с солнцеобразными лицами. Они рукоположили Амфилохия в епископа города Иконии» («Жития святых», ноябрь, 23 день).

«Замечается, – пишет далее святитель Игнатий, – что в настоящее время духовные дарования раздаются с величайшею умеренностию, сообразно тому расслаблению, которым объято вообще христианство. Дары эти удовлетворяют почти единственно потребности спасения. Напротив того „мнение“ расточает свои дары в безмерном обилии и с величайшею поспешностию».

Примечательно, что преподобному Серафиму Саровскому Пресвятая Богородица являлась за всю его святую подвижническую жизнь всего двенадцать раз, и это определенный рекорд среди наших святых. Преподобный Сергий Радонежский при жизни удостоился увидеть Ее лишь однажды. А протоиерей Николай… он уже и со счета сбился. Из его слов следует, что «Божия Матерь» является ему с 1999 года едва ли не ежедневно во время чтения молебного канона. Ни один из православных святых не сподобился такой великой милости Божией!

Но, может быть, мы имеем дело с исключительным случаем? Давайте посмотрим, что же «открывает» отцу Николаю являющаяся. Оказывается, в раю существует семь небес, а в аду – двенадцать поясов. В святоотеческих трудах с таким утверждением мы не сталкивались. Но допустим, что это действительно так, просто мы многого еще не знаем. Однако из дальнейшего рассказа об обитателях этих небесных и адских уровней становится понятно, что мы имеем дело с классическим примером бесовской прелести.

Так, по словам протоиерея Николая, «митрополит Антоний Сурожский (Блюм)… на шестом небе находится». Возможно ли это? В трудах митрополита Антония встречается множество искажений православной истины, так что его по праву можно назвать проповедником модернизма. Например, он разделял ересь Нестория, преданную анафеме на Третьем Вселенском Соборе, согласно которой Христос был не Богом, а просто святым, избранным человеком. В своей книге «Беседы о вере и Церкви» митрополит Антоний пишет: «Когда все человечество станет на Страшный суд, когда каждый из нас будет вызван по имени, Один из нас будет – Иисус, Христос, Сын Божий, Сын Человеческий». Церковь же наша учит, что Сам Господь Иисус Христос будет судить мир. Никео-Цареградский Символ Веры гласит: «Верую <…> во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, <…> паки грядущаго со славою судити живым и мертвым…».

 Кроме того, митрополит Антоний считал допустимым введение женского «священства» в Православной Церкви, хотя Святые Апостолы и Отцы категорически это отрицали. А для тех, кто знаком со святоотеческим учением о молитве, очевидно, что он также пребывал в бесовской прелести: в своей книге «Школа молитвы» митрополит приводит в пример католический иезуитский «орден искупления», который, по его словам, «в непрестанном поклонении святым дарам молит о прощении преступлений всей земли. <…> Орден ставит пред собой также цель воспитывать в детях и взрослых дух любви».

По поводу этого католического духа «любви», некогда насаждаемого пытками и казнями инквизиции, и ордена иезуитов святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Большая часть подвижников западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых, по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святаго Духа от нее, молились и достигали видений, разумеется, ложных. <…> Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера. Поведение подвижников латинства, объятых прелестию, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами по его желанию ад или рай».

Также митрополит Антоний был активным участником экуменического движения. Кстати, если верить протоиерею Николаю, на том же шестом небе пребывает и ревнитель Православия, великий подвижник современности, борец против ереси экуменизма и глобализма митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Как же он мог получить одну награду с экуменистом?

Не менее шокирующим является следующее «откровение» священника: «Представьте себе, и Сталин, и Иван Грозный на десятом поясе ада находятся». Далее между иеродиаконом Авелем и отцом Николаем происходит такой диалог:

– И Иван Грозный там?

– Да. Я вот удивился: его хотят канонизировать. Нет, его нельзя канонизировать. Это будет кощунство, если его будут канонизировать. Он находится на десятом поясе ада. Он пролил много крови. Он же сына своего, во-первых, убил, потом Филиппа митрополита убил. Потом он Корнилия Псково-Печерского тоже убил. Отрубил ему голову, а потом взял его на плечи и понес в монастырь – кровавый путь. Из него льется кровь…

Немного погодя, иеродиакон Авель вернулся к этой теме:

– Вы мне, батюшка, прям спаси Господи, что про Ивана Грозного так сказали. Я ведь считал, что он у Бога помилован.

– Нет, не помилован. <…> Он схиму-то не успел принять. С ним сердечный приступ был. Когда он закричал: «Схиму, схиму!», побежали за схимой. Пока бежали за схимой, духовника позвали, подходят к нему, он уже стал умирать. Духовник говорит: «Я уже не могу. Он уже без сознания». И он умер. Схиму он не получил. Хотя он закричал: «Схиму, схиму!», а схиму не получил…

Тут не знаешь, чему более удивляться: невежеству протоиерея Николая и его прельщению или же легковерности иеродиакона Авеля. Во-первых, откуда такие подробности про схиму? Тоже откровение? Во-вторых, в 60-е годы прошлого века в Архангельском соборе Московского Кремля судмедэксперты провели обследование останков Царя Иоанна, его жен и детей и выяснили, что все они были отравлены мышьяком и ртутью.

А вот как приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) (по словам того же отца Николая пребывающий на шестом небе!) рассматривает вопрос о смерти преподобного Корнилия Псково-Печерского: «Клеветой оказывается и утверждение <…> о том, что по указанию Царя был раздавлен с помощью какого-то ужасного приспособления преподобный Корнилий Псковский со своим учеником Вассианом Муромцевым. На все эти ужасы нет и намека ни в одном из дошедших до нас письменных свидетельств, а в „Повести о начале и основании Печерского монастыря“ о смерти преподобного (случившейся, вероятно, в присутствии Царя) сказано: „От тленного сего жития земным Царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище“. Надо обладать буйной фантазией, чтобы на основании этих слов сделать выводы о „казни“ преподобного Иоанном IV» («Самодержавие духа»).

Бездоказательно также обвинение Царя Иоанна в смерти митрополита Филиппа. «Иоанн, чрезвычайно щепетильный во всех делах, касавшихся душеспасения, заносил имена всех казненных в специальные синодики, которые рассылались затем по монастырям для вечного поминовения „за упокой души“, – пишет митрополит Иоанн. – Списки эти (являющиеся, кстати, единственным достоверным документом, позволяющим судить о размахе репрессий) поражают своей подробностью и добросовестностью. Имени святителя Филиппа в них нет. Нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита Царь не давал. Эта широко распространенная версия при ближайшем рассмотрении оказывается заурядной выдумкой, как, впрочем, и многие другие „свидетельства“ о «зверствах» Грозного Царя» (Там же).

Нам могут возразить, что митрополит Иоанн – церковный историк, писавший на основе исторических источников, а протоиерей Николай – молитвенник, которому было откровение Божие. На это ответим, что митрополит Иоанн был не только духовно образованным человеком, но и настоящим подвижником, и знания у него находились в гармонии с благочестием. Отметим также, что Царя Иоанна почитал и великий старец современности протоиерей Николай Гурьянов.

Но вернемся к рассматриваемой беседе. Отец Авель задает собеседнику вопрос и о царском друге Григории Ефимовиче Распутине:

– А по поводу Григория Распутина сказала что-нибудь Матерь Божия?

– Да, он находится на четвертом небе.

– А нужно ли продвигать материалы к его канонизации? Бороться за это нужно?

– Нет, не стоит. Канонизация святых происходит тех, кто находится на седьмом небе. (Ранее отец Николай сказал, что на седьмом небе находится Патриарх Московский и всея Руси Пимен († 1990), поскольку все небогоугодные «церковные» дела вместо него совершал митрополит Алексий (Редигер), а также за милостыню и благодушное перенесение сахарного диабета).

А вот что говорит по поводу Григория Ефимовича старец Николай Гурьянов (из стенограммы беседы с Виктором Рыжко):

– Я пытаюсь своими устами помолиться Григорию Ефимовичу, о помощи воззвать.

– Это очень хорошо.

– А Вы ему не молитесь?

– Дома молюсь.

– А можем ли мы сказать людям, чтобы они тоже молились? Или пусть это нашей тайной с Вами останется?

– Я думаю, что не останется тайна никакая.

– И они так же будут молиться, как мы с Вами?

– Да, да. Чистота молитвы будет.

– Молиться <ему> должны православные люди?

– Должны.

– Помощь небесная будет?

– Будет.

Подведем итог нашему рассмотрению фильма иеродиакона Авеля (Семенова) о протоиерее Николае из Казани. По нашему мнению, в откровениях этого священника, источник которых имеет бесовскую природу, правда перемешана с ложью и потому они весьма опасны для легковерных православных, озабоченных поисками духоносных старцев, прозорливцев и чудотворцев в наше крайне скудное на истинные духовные дарования время. Хочется предостеречь противников глобализации от слепого доверия любым пастырям, которые разделяют их взгляды на построение «нового мирового порядка». Нужно сверять все прочитанное и услышанное со словом Божиим, творениями Святых Отцов и подвижников благочестия, дабы самому не оказаться в сетях прелести вражией.

Закончим нашу статью золотыми словами святителя Игнатия (Брянчанинова): «Старается враг спасения человеческого выманить мысль нашу из пристанища истины различными призраками истины. Он знает силы этой сети. Эта сеть кажется ничтожной для неопытного глаза; ум приманивается к ней любознательностью, пышным, святым наименованием, которым обыкновенно прикрыта пагуба. Так легковерный соловей, птичка особенно любопытная, приманивается пищей, разбросанной под сеткой, – и попадает навсегда в скучную неволю. Пагубна мысль ложная: она вводит в душу омрачение, самообольщение, соделывает ее пленницей миродержителя. Истина сделает вас свободными, сказал Спаситель; очевидно, что ложь лишает свободы, подчиняет власти князя века сего» («Письма к мирянам»).


Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)
Tags: Григорий Распутин, Истина, Николай Гурьянов, Святые отцы, анафема, апокалипсис, ересь, ложь, модернизм, прелесть, свобода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments